Войти в личный кабинет
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти в личный кабинет
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в, "Вопросы истории, естествознания и техники"»

Авторы:
  • Елина Ольга Юрьевна1
  • РОДНЫЙ АЛЕКСАНДР НИМИЕВИЧ2
  • КУЗНЕЦОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА3
  • КРИВОШЕИНА ГАЛИНА ГЕННАДЬЕВНА4
стр. 479-505
Платно
1 ИИНТ РАН, 2 Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, 3 Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, 4 Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
  • SDI: 007.001.0205-9606.2016.000.003.479.505
  • ISSN: 0205-9606
Ключевые слова:
  • научное сообщество
  • профессионализация науки
  • Социализация ученых
  • наука в России
  • когнитивно-институциональные структуры
  • мотивация научной деятельности
  • scientific community
  • professionalization of science
  • socialization of scientists
  • science in Russia
  • cognitive and institutional structures
  • motivation of scientific activity
Аннотация:
В статье рассматривается начальный период становления профессии ученого- естествоиспытателя в России. Для этого разработан новый концептуальный подход к изучению процессов социализации и профессионализации ученых и представлена программа изучения основных направлений исследования: а) поиск системы когнитивно-институциональных структур научной деятельности; б) анализ дисциплинарной структуры научного знания; в) изучение роли отдельных профессиональных групп в формировании сообщества естествоиспытателей; г) выявление факторов, которые влияли на мотивацию людей, выбиравших для себя занятие научной деятельностью. В контексте проведенного исследования сделаны выводы, которые являются ориентиром для дальнейшего изучения историко-научных проблем профессиональной деятельности ученых. В XVIII в. кадровой основой отечественного естествознания в России были иностранные ученые, в большинстве своем профессора и преподаватели европейских университетов или выпускники этих университетов. Но уже со второй половины этого столетия появляются русские ученые, выпускники Академического, Московского и европейских университетов, а также медицинских и инженерных школ (училищ). С начала XIX в. отечественная наука получила возможность развиваться в относительно независимых от государства условиях - при научных и научно-практических обществах. Основной приток кадров в естествознание шел из сообществ врачей и фармацевтов, горных и военных инженеров, а также преподавателей учебных заведений, среди которых доминировали те же медики и инженеры, а в XIX в. уже начался приход в науку профессиональных учителей - выпускников педагогических институтов при университетах.

Архивные статьи (2015 год и ранее) доступны для ознакомления бесплатно, для скачивания их необходимо приобрести.

Чтобы приобрести доступ к материалу для юридического лица, пожалуйста, свяжитесь с администрацией портала с помощью формы обратной связи либо по электронному адресу libnauka@naukaran.com.  

Чтобы приобрести доступ к материалу, Вам необходимо авторизоваться.  

 

* - цена актуальна только для физических лиц
В т.ч. НДС 20%