Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья ««ВСЕ ВЕЩИ У ДРУЗЕЙ ОБЩИЕ»: ОТ СТА МАКСИМ МАТТЕО РИЧЧИ О ДРУЖБЕ (1595 г.) К ПРОПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА В МИНСКОМ КИТАЕ, "Средние века"»

Авторы:
  • Дубровская Д.В.1
стр. 83-100
Платно
1 Институт востоковедения РАН
  • В выпуске: №1, 2023, Том 84
  • В журнале: Средние века
  • Издательство: ФГУП «Издательство «Наука»
  • Рубрика ГРНТИ: История
  • Год выхода: 2023
Ключевые слова:
  • Маттео Риччи
  • «О дружбе»
  • орден иезуитов
  • теория аккомодации
  • миссионерство
  • иезуиты в Китае
  • проповедь христианства
  • сборники афоризмов
Аннотация:
Первой по-настоящему успешной христианской миссией в Китае стала миссия иезуитов, проникшая в Срединную империю в конце XVI в. и через некоторое время успешно достигшая пекинского двора при императоре династии Мин Ваньли. В науке по-прежнему анализируются причины этого беспрецедентного успеха в попытке понять метод второго лидера миссии – итальянского проповедника Маттео Риччи, сумевшего преодолеть противодействие «партии евнухов», ксенофобию населения и неприятие «рыжеволосых дьяволов» традиционной китайской культурой и закрепиться при пекинском дворе. В поле зрения исследователей почти не попадал небольшой трактат, написанный Риччи еще на юге страны и получивший широкое распространение среди образованных кругов Китайской империи. Между тем трактат «О дружбе» стал первым произведением, не только написанным европейцем по-китайски, но и включенным в ряд важных китайских энциклопедий и литературных коллекций. Статья рассматривает причины и обстоятельства создания эссе, структуру трактата, основанного на популярных максимах европейской философской мысли, начиная с классической древности, и секрет его популярности в Китае, где небольшая книга сначала попадает в официальные компендиумы, а при маньчжурской династии Цин безжалостно исключается из них как крамольная. Автор полагает, что, выбрав нейтральную общекультурную тему, проповедник обратился к некоему человеческому и интеллектуальному общему знаменателю, не только продемонстрировав право на литературное общение с китайской культурной элитой, но и показав, что у представителей двух вступивших во взаимодействие цивилизаций гораздо больше общего, чем предполагалось.

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.