Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «Инженерные преобразования русла реки Адагум и оценка их влияния на прохождение экстремальных дождевых паводков, "Наука Юга России"»

Авторы:
  • Шевердяев И.В.1
стр. 81-88
Платно
1 Южный научный центр РАН
  • В выпуске: №1, 2018, Том 14
  • В журнале: Наука Юга России
  • Издательство: ФГУП «Издательство «Наука»
  • Рубрика ГРНТИ: Междисциплинарные журналы
  • Год выхода: 2018
Ключевые слова:
  • дождевые паводки
  • противопаводковые преобразования русла
  • цифровые модели местности
  • гидрологическое моделирование
  • зоны затопления
  • rainfall flood
  • channel transformation
  • digital terrain model
  • hydrologic modeling
  • flood area
  • flow velocity
  • clogged bridge
Аннотация:
Среди основных причин, обусловивших большой материальный ущерб и человеческие жертвы во время паводка 6-7 июля 2012 г. в Краснодарском крае, выделяются закупоривание мостовых проемов мусором, снижающее их способность пропускать паводковые воды, и особенности морфологии русла реки и долины, способствующие затоплению городской застройки. После 2012 года проводится инженерное преобразование русла р. Адагум, призванное снизить паводковую опасность и не допустить затопления застроенных площадей Крымска при прохождении паводка 1 % обеспеченности. На основании естественной (по состоянию на 2012 г.) и преобразованной топографии русла согласно проектной документации противопаводковых работ проведено гидрологическое моделирование прохождения паводка 6-7 июля 2012 г. в условиях различной пропускной способности мостов. Построены цифровые модели поверхности естественного и преобразованного русла. В гидрологической модели учтено влияние трех мостов Крымска и его окрестностей - железнодорожный мост, автомобильный мост по ул. Новороссийской и автомобильный мост по улицам Синева и Маршала Гречко. Проведено моделирование паводка 2012 г. по трем сценариям. Первый сценарий предусматривает свободное прохождение паводковых вод в проемах мостов, второй - ситуацию, при которой проемы мостов не пропускают воду, третий - переменную пропускную способность мостовых проемов. Приведено сравнение зон затопления, времени наступления затопления и распределение максимальных скоростей течения. Результаты расчетов показывают, что преобразование русла эффективно снижает паводковую опасность только в труднодостижимых условиях незамусоренных мостов и речной долины. В противном случае снижение паводковой опасности носит локальный характер.

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.