Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЧТЕНИЯ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПОНИМАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, "Физиология человека"»

Авторы:
  • Шемякина Н.В.1
  • Новиков В.А.2
  • Нагорнова Ж.В.3
  • Гальперина Е.И.4
  • Поздняков А.В.5
  • Корнев А.Н.6
стр. 41-51
Платно
1 Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, 2 Объединенный институт высоких температур РАН, г. Москва, 3 Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, 4 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, 5 Кафедра металловедения цветных металлов, Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС” 119049 Москва, Ленинский просп., 4, 6 Институт металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева Российской Академии наук, Нижний Новгород
Ключевые слова:
  • чтение
  • слова
  • квазислова
  • фиксация взора
  • фМРТ
  • компетенция читающего
  • «сильные» чтецы
  • «слабые» чтецы
  • зоны интереса
  • reading
  • words
  • pseudowords
  • gaze fixation
  • fMRI
  • reading competence
  • "good"/"poor" readers
  • regions of interests (ROI)
Аннотация:
Целью настоящей работы было изучение механизмов чтения методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) в группах взрослых испытуемых (27 человек, средний возраст 19.5 ± ± 0.8[SD] лет) с разным уровнем понимания письменных текстов. Основная задача состояла в оценке базовых механизмов восприятия языкового материала с семантическим и без семантического компонента при задаче дискриминации стимулов. Оценивали изменения BOLD-сигнала (blood oxygen level dependent) при чтении СЛОВ и КВАЗИСЛОВ в сравнении с состоянием ФИКСАЦИИ ВЗОРА, используя анализ активаций в пределах всего мозга и в отдельных зонах интереса (структурах, сопряженных с мозговой системой обеспечения чтения) у двух групп испытуемых - «сильных» и «слабых» чтецов. Выявлено, что в ряде зон интереса - лингвальной, супрамаргинальной и верхней височной извилинах - уровень активации у «слабых» чтецов был выше, чем у «сильных» чтецов при чтении КВАЗИСЛОВ. Вероятно, стратегии распознавания слов и квазислов различались в исследуемых группах чтецов: «сильные» чтецы обнаруживали различия между словом и квазисловом уже на этапе визуального анализа структуры «слова» и не пытались декодировать квазислова (т.е. не происходило «активного» включения речевых лексических зон); «слабые» чтецы, по всей видимости, пытались прочитывать квазислова, с использованием той же стратегии, что и при чтении слов, обращаясь к лексикону, и, после неудачи опознавали их как бессмысленные, при этом происходила активация и лексических «речевых» зон и зоны зрительных образов слов.

Архивные статьи (2015 год и ранее) доступны для ознакомления бесплатно, для скачивания их необходимо приобрести. Для просмотра материалов необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте.

Чтобы приобрести доступ к материалу для юридического лица, пожалуйста, свяжитесь с администрацией портала с помощью формы обратной связи либо по электронному адресу libnauka@naukaran.com.  

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.