Войти в личный кабинет
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти в личный кабинет
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья ««КАК СТАТЬ БОЛЬШИМ?»: ПРЕДИКАТИВНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ, "Вопросы языкознания"»

Авторы:
  • Эйсмонт Полина Михайловна1
стр. 65-78
Платно
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
  • В выпуске: №6, 2017
  • В журнале: Вопросы языкознания
  • Издательство: ФГУП «Издательство «Наука»
  • Рубрика ГРНТИ: Языкознание
  • Год выхода: 2017
  • SDI: 007.001.0373-658X.2017.000.006.4
Ключевые слова:
  • глаголы мены состояния
  • депиктивная конструкция
  • детская речь
  • предикативное прилагательное
  • творительный падеж
  • устная речь
  • case acquisition
  • depictive construction
  • instrumental case
  • language acquisition
  • predicate adjective
  • secondary predicate
  • spoken language
  • verb of the change of state
Аннотация:
В статье рассматривается проблема выбора творительного или именительного падежа предикативного прилагательного в депиктивной конструкции с глаголом мены состояния стать, а также усвоение этой конструкции русскоязычными детьми. Анализ 102 конструкций «стать + прилагательное в именительном или творительном падеже», выделенных методом сплошной выборки из 93 устных неподготовленных извлеченных рассказов русскоязычных детей в возрасте от 3 лет 6 месяцев до 4 лет 11 месяцев, показал, что, несмотря на то что дети к данному возрасту уже овладели основными значениями именительного и творительного падежей, процесс выбора падежной формы прилагательного в рамках единой конструкции еще находится в стадии формирования. Привлечение данных устного подкорпуса Национального корпуса русского языка позволило выявить статистически значимую взаимосвязь между падежом предикативного прилагательного и синтаксической структурой высказывания. Взаимодействие семантических, синтаксических и коммуникативно-прагматических факторов обеспечивает сосуществование в современной устной русской речи четырех квазисинонимичных депиктивных конструкций с глаголом мены состояния стать, которые зависят от значения признака (имеет он временный или актуализированный характер), порядка слов и расположения коммуникативного акцента, который может выделять либо признак, либо сам процесс мены состояния. Анализ также показал, что в возрасте от 3 лет 6 месяцев до 4 лет 11 месяцев ключевым фактором для детей является значение признака: если дети принимают возможность временного характера признака, они руководствуются теми же принципами, что и взрослые носители языка, ориентируясь при выборе падежной формы на коммуникативную значимость либо признака, либо процесса мены признаков; если временный характер признака является для детей неясным, значения прилагательного и глагола вступают в противоречие и выбор падежа имеет случайный характер.

Архивные статьи (2015 год и ранее) доступны для ознакомления бесплатно, для скачивания их необходимо приобрести.

Чтобы приобрести доступ к материалу для юридического лица, пожалуйста, свяжитесь с администрацией портала с помощью формы обратной связи либо по электронному адресу libnauka@naukaran.com.   Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы получить бесплатный доступ к статье.