Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «Систематизация традиционного знания в индийской культуре, "Вопросы философии"»

Авторы:
  • Канаева Н.А.
стр. 115-126
Платно
  • В выпуске: №1, 2014
  • В журнале: Вопросы философии
  • Издательство: ФГУП «Издательство «Наука»
  • Рубрика ГРНТИ: Философия
  • Год выхода: 2014
  • SDI: 007.001.0042-8744.2014.000.001.115.126
  • ISSN: 0042-8744
Ключевые слова:
  • INDIAN philosophy
  • traditional Indian culture
  • traditional knowledge
  • vidya
  • sastra
  • classification of sciences
  • knowledge classification
  • non-classical epistemology
  • traditionalism
  • индийская философия
  • традиционная индийская культура
  • традиционное знание
  • видья
  • шастра
  • классификация наук
  • систематизация знаний
  • неклассическая эпистемология
  • традиционализм
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования проблемы систематизации знания в традиционной индийской культуре в том виде, в каком она присутствует и решается в авторитетных санскритских текстах: "Чхандогья упанишада", "Мундака упанишада", "Законы Ману", "Артхашастра" Каутильи, "Лалитавистара", "Камасутра" Ватсьяяны и других. Работая с индийским материалом, автор привлекает концептуальный аппарат неклассической эпистемологии и показывает взаимосвязи когнитивной практики с образовательной и религиозной практиками. Создателями системы традиционных наук (видья, шастра) и принципов их систематизации были брахманы; небрахманские системы учености (джайнская и буддийская) не привнесли ничего нового ни в систему традиционного знания, ни в его классификации, будучи оппонентами брахманской традиции в целом. Трансляция знаний осуществлялась в созданной брахманами и монополизированной ими системе образования, основные принципы которой были унаследованы буддистами и джайнами. В их числе - классификации видов знания и наук, толкование образования как разновидности религиозной практики. Брахманские классификации видов знания обслуживали, прежде всего, потребности общества ариев и разрабатывались как списки дисциплин, которые должны изучаться для освоения священного знания (веда), служащего поддержанию мирового порядка с его космической и социальной иерархией. Это обусловило появление прагматического критерия систематизации знания: виды знания дифференцировались по применяемости в определенных социальных практиках жизнедеятельности высших варн - брахманов, кшатриев и вайшьев. В Средние века появляется еще один критерий - ориентация на традицию (традиционализм), приводящий к появлению неупорядоченных громоздких списков, объединяющих теоретическое и практическое знание ("науки" и "искусства").

Архивные статьи (2015 год и ранее) доступны для ознакомления бесплатно, для скачивания их необходимо приобрести. Для просмотра материалов необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте.

Чтобы приобрести доступ к материалу для юридического лица, пожалуйста, свяжитесь с администрацией портала с помощью формы обратной связи либо по электронному адресу libnauka@naukaran.com.  

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.