Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «ORIGO В ТРАКТАТЕ ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО “О ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБАХ”*, "Вопросы философии"»

Авторы:
  • Воронцов Сергей Александрович1
стр. 157-171
Платно
1 МГУ имени М.В. Ломоносова
  • В выпуске: №5, 2018
  • В журнале: Вопросы философии
  • Издательство: ФГУП «Издательство «Наука»
  • Рубрика ГРНТИ: Философия
  • Год выхода: 2018
Ключевые слова:
  • Исидор Севильский
  • Цицерон
  • “Дигесты”
  • компиляция
  • origo
  • De ecclesiasticis officiis
  • причинность
  • закон
  • созерцательная и деятельная жизнь
  • клир
  • Isidore of Seville
  • Cicero
  • origo
  • Digesta
  • causation
  • De ecclesiasticis officiis
  • law
  • contemplative and active life
  • clergy
Аннотация:
В статье предпринимается попытка проанализировать важную для Исидора Севильского (560-636) категорию origo как элемент композиции текста с собственным значением. Данный подход направлен на решение проблемы интерпретации компилятивного текста поздней античности / раннего средневековья, так как содержательный их анализ упирается в вопрос о “случайности” (или чисто внешней обусловенности) композиции и подбора источников текста. В статье делается вывод, что origo в трактате “О церковных службах” является созерцательным основанием для практических предписаний и, таким образом, накладывается на античную схему созерцательной / деятельной жизни. В грамматической, риторической и правовой традиции есть определенные элементы текстов, соотносимые с понятием origo. Наиболее яркие параллели обнаруживаются с правовой традицией, что позволяет высказать предположение о влиянии на структуру данного трактата Исидора памятников права. Содержательно origo в рассматриваемом тексте представляет собой указание на основоположников служения (officium) в Ветхом Завете, к которым отнесены определенные предписания Бога и которые с помощью аллегорезы соотносятся с современными Исидору чинами клира. Таким образом, ключевым моментом в нем является созерцание (при помощи аллегории) божественного закона, направляющего практическую жизнь. Origo в античной традиции могло обозначать действующую причину. Созерцание причины вело к пониманию закона, которым должны управляться и человеческие дела. Поскольку христианство вносит изменения в понятие божественного закона, origo у Исидора связано не с исторической причинностью, а с тайной аллегории. Данные выводы, как представляется, позволяют говорить об определенных элементах структуры компилятивных текстов рассматриваемого периода, нагруженных собственной семантикой и, следовательно, о наличии определенной внутренней логики их построения, которую во многом только предстоит исследовать.

Архивные статьи (2015 год и ранее) доступны для ознакомления бесплатно, для скачивания их необходимо приобрести. Для просмотра материалов необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте.

Чтобы приобрести доступ к материалу для юридического лица, пожалуйста, свяжитесь с администрацией портала с помощью формы обратной связи либо по электронному адресу libnauka@naukaran.com.  

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.