Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «“БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ” Ф.М.?ДОСТОЕВСКОГО: НЕЕВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ И?ВОПРОС О?ПРЕОДОЛЕНИИ ЗЛА, "Вопросы философии"»

Авторы:
  • Баршт Константин Абрекович1
стр. 134-144
Платно
1 Институт Русской литературы (ИРЛИ, "Пушкинский дом")
  • В выпуске: №5, 2018
  • В журнале: Вопросы философии
  • Издательство: ФГУП «Издательство «Наука»
  • Рубрика ГРНТИ: Философия
  • Год выхода: 2018
Ключевые слова:
  • ФМ?Достоевский
  • неевклидова геометрия
  • Г?Гельмгольц
  • нравственная философия
  • измерения пространства
  • идея многомирия
  • “луковка”
  • четвертый перпендикуляр
Аннотация:
В статье выдвигается версия, что в формировании религиозно-философских взглядов и круга художественных идей Ф.М.?Достоевского в 1870-е гг. существенную роль сыграла концепция “множественности миров”, которая возникла не без влияния неевклидовой геометрии, в частности, идеи о “сходящихся в пространстве параллельных линиях”. С новыми идеями в области геометрии и особенно заинтересовавшей его парадигмой “сферической” планиметрии Б.?Римана писатель познакомился по статье Г.?Гельмгольца “О происхождении и значении геометрических аксиом”, опубликованной в августовском номере журнала “Знание” за 1876?г. В статье проанализированы суждения Достоевского, зафиксированные в его рабочей тетради, в связи с критикой пятого постулата геометрии Евклида, а также высказывания одного из персонажей его последнего романа “Братья Карамазовы”, Ивана Карамазова, в которых острые вопросы нравственной философии увязываются с положениями неевклидовой геометрии, по новому объясняющей пространственную конструкцию Вселенной. В сформировавшейся в сознании писателя метафизической концепции многомерного мира, одним из низших уровней которого является чувственно воспринимаемый трехмерный мир со стрелой времени, проблема разрешения “вековечного вопроса” получила новые перспективы; Декартово разделение духовной и материальной субстанций было преодолено идеей об онтологическом укоренении человеческого “я” в пятом и иных измерениях мирового пространства, в то время как качество этой онтологической опоры прямо связывалось с нравственным уровнем и особенностями жизненного пути ее носителя. Поиски следов этого “четвертого перпендикуляра” в пределах геометрии наличного трехмерного мира привели Достоевского к созданию и раскрытию значения символа “луковка”, фиксирующего реальность метафизического спасения человека, что стало одним из важнейших сюжетных событий романа “Братья Карамазовы”.

Архивные статьи (2015 год и ранее) доступны для ознакомления бесплатно, для скачивания их необходимо приобрести. Для просмотра материалов необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте.

Чтобы приобрести доступ к материалу для юридического лица, пожалуйста, свяжитесь с администрацией портала с помощью формы обратной связи либо по электронному адресу libnauka@naukaran.com.  

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.