Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «КНЯЗЬ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РОССИИ (К 225-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ). МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, "Вопросы философии"»

Авторы:
  • Кара-Мурза Алексей Алексеевич1
  • Прохорова Ирина Евгеньевна2
  • Жукова Ольга Анатольевна3
  • ЩЕДРИНА Татьяна Геннадьевна4
  • ПРУЖИНИН Борис Исаевич5
стр. 5-32
Платно
1 Институт философии Российской Академии наук, 2 МГУ имени М. В. Ломоносова, 3 Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, 4 МПГУ, 5 ИФ РАН, НИУ ВШЭ
  • В выпуске: №3, 2018
  • В журнале: Вопросы философии
  • Издательство: ФГУП «Издательство «Наука»
  • Рубрика ГРНТИ: Философия
  • Год выхода: 2018
  • SDI: 007.001.0042-8744.2018.000.003.1
Ключевые слова:
  • история России
  • Просвещение
  • национальная идентичность
  • "русское северянство"
  • "положительная философия"
  • русская интеллектуальная культура
  • литературная аристократия
  • достоинство
  • историзм
  • "смерть"
  • "старость"
  • творческое бессмертие
  • History of Russia
  • Russian intellectual culture
  • Enlightenment
  • «Russian Northernship»
  • national identity
  • «positive philosophy»
  • literary aristocracy
  • self-integrity
  • historism
  • «death»
  • «old age»
  • posthumous fame
Аннотация:
1 и 3 июня 2017 г. в Институте философии РАН и Государственном музее-усадьбе «Остафьево» - «родовом гнезде» князей Вяземских - состоялась Международная научная конференция, посвященная 225-летию со дня рождения выдающегося русского литератора, социального и политического мыслителя, государственного деятеля князя Петра Андреевича Вяземского. В статье А. А. Кара-Мурзы «"Русское северянство" князей Вяземских (к вопросу о национальной идентичности)» исследуется малоизученный в литературе вопрос о роли князей Вяземских в создании концепции «русского северянства» - богатой «идентификационной матрицы», сыгравшей большую роль в философско-идеологической полемике XVIII - первой трети XIX в. и отодвинутой на дальний план в середине XIX в., с началом русского противостояния «западников» и «славянофилов». По мнению автора статьи, идейным вдохновителем рюриковичей Вяземских был Н. М. Карамзин, который жил и работал в «родовых гнездах» Вяземских в Москве и Остафьеве и чья «История государства Российского» стала классическим текстом «русского северянства». В статье И. Е. Прохоровой «Концепты «смерть» и «старость» в лирике П. А. Вяземского» особое внимание уделяется «поэзии старости» Вяземского, отличающейся разнообразием идей и переживаний при акцентировании концепта «смерти», скептического умонастроения и значимости мотивов хандры. Показана глубокая разработка поэтом принципиальных философских и психологических проблем «последнего возраста», адаптации к нему, геронтофобии и «самоотпевания», ментального конфликта поколений и перспектив «общего труда», концепции двух вариантов старости. Сделана попытка по возможности полно и объективно проанализировать размышления Вяземского о жизни после смерти («втором томе книги жизни»), посмертной памяти, творческом бессмертии. В статье О. А. Жуковой «Идеалы просвещения и национальная литература: эстетическая программа П. А. Вяземского» проводится мысль о том, что Вяземский создает эстетический канон русской классики, демонстрируя процесс универсализации эстетических ценностей в русской культуре. Он последовательно отстаивает тезис о необходимости национальной литературы во взаимосвязи с духовными традициями и гражданскими установлениями народа. Автор раскрывает смысл эстетической программы Вяземского, структурными элементами которой являются язык как форма выражения мысли, историзм в формировании национальной литературы и идеи Просвещения. Также выявляются «культурные герои», повлиявшие на эстетическую программу Вяземского, - создатель русской Империи Петр I, великий историограф Н. М. Карамзин и его друг, первый поэт России, А. С. Пушкин. В статье Т. Г. Щедриной и Б. И. Пружинина «К истокам "положительной философии" в России: Петр Вяземский о достоинстве интеллектуальной культуры» актуализируется интеллектуальное наследие русского мыслителя П. А. Вяземского. Авторы проводят мысль о том, что его идеи являются одним из истоков традиции «положительной философии» в России, для которой характерны историзм (в том числе и применительно к собственной философской позиции) и знаково-символическая трактовка знания как культурной ценности. В особенности ярко проявился у Вяземского поворот к «положительной философии» в его мыслях о русском языке, словесности и народности, а также в культурно-исторических оценках первого «Философического письма» П. Я. Чаадаева 5 и политически ориентированных стихотворений А. С. Пушкина. Идеи П. А. Вяземского о необходимости формирования «литературной аристократии» не только как особого неполитизированного слоя «творцов культуры», но и как внеидеологической среды для становления личности оказываются остро современными, созвучными фундаментальным проблемам культуры нашей кризисной эпохи.

Архивные статьи (2015 год и ранее) доступны для ознакомления бесплатно, для скачивания их необходимо приобрести. Для просмотра материалов необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте.

Чтобы приобрести доступ к материалу для юридического лица, пожалуйста, свяжитесь с администрацией портала с помощью формы обратной связи либо по электронному адресу libnauka@naukaran.com.  

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.