Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс, "Социологические исследования"»

Авторы:
  • БЕДНЫЙ Борис Ильич 1
  • РЫБАКОВ Николай Валерьевич2
  • САПУНОВ Михаил Борисович3
стр. 125-134
Платно
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 3 журнал "Высшее образование в России"
Ключевые слова:
  • образование
  • аспирантура
  • научно-педагогические кадры
  • многомерная модель функций аспирантуры
  • дисфункциональность аспирантуры
  • эффективность аспирантуры
  • sociology of education
  • research and teaching personnel
  • doctoral education
  • multidimensional model of doctoral education functions
  • dysfunction
  • efficiency of doctoral schools
Аннотация:
Современное состояние российской аспирантуры трактуется как актуальная социально-педагогическая проблема. Вывод делается на основе статистических данных о динамике ее показателей за последние 25 лет, а также результатов социологических исследований мотивации и профессиональных планов российских аспирантов. В этом контексте подробно рассматривается проблемная ситуация в науках об образовании, возникшая в связи с неоднозначной трактовкой в современной литературе назначения, модели финансирования, структуры и содержания аспирантских программ. С позиции социологии и педагогики высшей школы рассматриваются суждения и оценки исследователей высшего образования по поводу новой модели подготовки аспирантов и институционального развития аспирантуры. Отмечается, что в ведущейся сегодня дискуссии ключевым является вопрос о целях и функциях аспирантуры. Анализируются причины сравнительно низкой эффективности института аспирантуры в отношении реализации его основной функции - воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы, обсуждаются возможные меры, направленные на повышение эффективности аспирантских программ. Обосновывается вывод о том, что введенная новая модель российской аспирантуры имеет признаки социальной дисфункции (традиционные функции института аспирантуры перестали быть адекватны современным социально-экономическим условиям и не в полной мере соответствуют интересам и потребностям социальных групп, заинтересованных в подготовке научных и научно-педагогических кадров). В качестве приоритетной ставится задача построения многомерной модели функций аспирантуры на основе социолого-педаго-гических исследований ценностей, интересов и мотивов основных субъектов образовательной, научной, инновационной деятельности участвующих в подготовке и аттестации кадров высшей квалификации. По мнению авторов, для формулировки программы соответствующего эмпирического исследования потребуются концептуальные ресурсы ряда направлений современной социологии.

Архивные статьи (2015 год и ранее) доступны для ознакомления бесплатно, для скачивания их необходимо приобрести. Для просмотра материалов необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте.

Чтобы приобрести доступ к материалу для юридического лица, пожалуйста, свяжитесь с администрацией портала с помощью формы обратной связи либо по электронному адресу libnauka@naukaran.com.  

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.  

 

* - цена актуальна только для физических лиц
В т.ч. НДС 20%