Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА: от Л. С. ВЫГОТСКОГО к В. Ф. ПЕТРЕНКО (трансценденция проектов психологии искусства в различных модусах сознания), "Методология и история психологии"»

Авторы:
  • Акопов Гарник Владимирович1
стр. 34-45
Платно
1 Самарский государственный социально-педагогический университет
Ключевые слова:
  • В. М. Аллахвердова
  • art
  • projects
  • L. S. Vygotsky
  • V. P. Zinchenko
  • V. E. Semenov
  • V. M. Allahverdov
  • V. F. Petrenko
  • author of art work
  • perception
  • understanding
  • interpretation
  • evaluation
  • art and freedom
  • cyclicality
  • modernity
  • искусство
  • психология
  • художественное сознание
  • проекты Л. С. Выготского
  • В. П. Зинченко
  • В. Е. Семенова
  • современность
  • коммуникаци
  • искусство и свобода
  • восприятие
  • оценка
  • интерпретация
  • понимание
  • В. Ф. Петренко
  • автор художественного произведения
  • текст (продукт)
  • читатель (потребитель)
  • artistic consciousness
  • psychology
  • text (product)
  • reader (consumer)
  • communication
Аннотация:
В статье последовательно рассматриваются различные проекты исследовательских направлений в психологии искусства: начиная с известной публикации Л. С. Выготского и кончая последними крупными работами в этой области, затрагиваются методологические основания и теоретические особенности этих подходов. Анализируемые проекты соответствуют постулату взаимодополнительности науки и искусства при большей или меньшей специфике объекта, предмета и методов соответствующих исследований. В качестве универсальной категории психологического анализа явлений искусства предложен концепт «сознание», обеспечивающий диахроническую трансценденцию содержательного анализа и методов психологических исследований произведений искусства. Понятийные вариации концепта «сознание» для тех или иных рассматриваемых проектов раскрываются в словосочетаниях: художественное сознание, эстетическое, творческое, коммуникативное и другие модусы сознания, а также состояния переживания, осмысления и сотворчества. Проблема социальности искусства прослеживается в функциональном плане от «общественной техники чувств» у Л. С. Выготского до политических и масс-медиа манипуляций «экономического отношения вымысла и смерти» в современных социальных практиках «реанимации» древнеримского опыта (В. А. Шкуратов). Подтверждена диалектика исторической цикличности направленности искусства: в психологическом измерении это смена эмоциональной доминанты (сопереживание, катарсис) когнитивной (идеациональной) доминантой ценностей и смыслов (В. В. Знаков, В. Ф. Петренко, В. Е. Семенов, Н. А. Хренов и др.). Бессознательное в новейших изысканиях по психологии искусства может быть органично включено в содержательный анализ художественного произведения (В. М. Аллахвердов), а также в инструментальное обеспечение релевантных искусству исследований (В. Ф. Петренко). Психосемантическое оснащение исследовательских процедур определяет универсальность соответствующего методического аппарата.
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы получить бесплатный доступ к статье.