Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «КРИТИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЫ НЬЯЯ В “КХАНДАНА-КХАНДА-КХАДЬЕ” ШРИХАРШИ, "Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность"»

Авторы:
  • Лысенко Виктория Георгиевна1
стр. 40-50
Платно
1 Институт философии РАН, Русская антропологическая школа РГГУ
Ключевые слова:
  • индийская философия
  • отрицательная диалектика
  • прасанга
  • определение
  • лакшана
  • непосредственное восприятие
  • пратьякша
  • достоверное познание
  • ньяя
  • адвайта
  • Шрихарша
  • Indian philosophy
  • negative dialectics
  • prasangа
  • definition
  • lakshana
  • direct perception
  • pratyaksha
  • valid cognition
  • Nyaya
  • Advaita
Аннотация:
Адвайтист Шрихарша, автор трактата “Кхандана-кханда-кхадья” (“Сладости контр- опровержений”) известен как сторонник метода “отрицательной диалектики” (прасанга). Критикуя своих оппонентов из школ ньяя, вайшешика, миманса и др., он не создает альтернативную, “правильную” систему обоснования концепций, а ставит под сомнение саму возможность логически обоснованной процедуры определения. Себя он сравнивает с гурманом, который, владея аргументами своих оппонентов лучше и виртуознее, чем они сами, получает эстетическое удовольствие от их опровержения c точки зрения принципов опровергаемой системы. В статье анализируется критика Шрихаршей определения (лакшана) восприятия (пратьякша) школы ньяя (принадлежащего, как считается, Трилочане). Суть опровержения состоит в том, чтобы показать, что определение не достигает ни одной из целей, которые приписываются этой логической процедуре в индийской мысли: 1) правильного понимания отличия восприятия от однородных или неоднородных форм достоверного познания; 2) указания на признак (линга) для опознания непосредственности (сакшаткаритва); 3) прояснения общепринятой словесной практики (вьявахара); 4) установления оснований правильного употребления (правритти-нимитта) слова “восприятие”. С точки зрения Шрихарши, именно непосредственность может помочь пониманию феномена восприятия, поскольку ее достоверность неотделима от ее переживания. Иными словами, ссылки на опыт, переживаемый всеми людьми “от первого лица”, достаточно, метод же определения ньяи избыточен и уводит от сути дела.

Архивные статьи (2015 год и ранее) доступны для ознакомления бесплатно, для скачивания их необходимо приобрести. Для просмотра материалов необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте.

Чтобы приобрести доступ к материалу для юридического лица, пожалуйста, свяжитесь с администрацией портала с помощью формы обратной связи либо по электронному адресу libnauka@naukaran.com.  

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.  

 

* - цена актуальна только для физических лиц
В т.ч. НДС 20%