Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «Зооморфная бутероль из курганной группы «Семигорье» и базовая тенденция в реализации сюжета свернувшегося в кольцо хищника в восточноевропейском скифском зверином стиле, "Наука Юга России"»

Авторы:
  • Канторович А.Р.1
  • Шишлов А.В.2
стр. 85-95
Платно
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2 Новороссийский государственный исторический музей- заповедник
  • В выпуске: №4, 2014, Том 10
  • В журнале: Наука Юга России
  • Издательство: ФГУП «Издательство «Наука»
  • Рубрика ГРНТИ: Междисциплинарные журналы
  • Год выхода: 2014
  • SDI: 007.001.2500-0640.2014.000.004.85.95
  • ISSN: 2500-0640
Ключевые слова:
  • archaeology
  • the Scythian-Siberian animal style art
  • the motif of a curled predator
  • археология
  • искусство скифо-сибирского звериного стиля
  • сюжет свернувшегося в кольцо хищника
Аннотация:
В статье описана базовая тенденция в реализации одного из ключевых сюжетов скифо-сибирского звериного стиля - свернувшегося в кольцо хищника - в восточноевропейском варианте данного художественного направления в эпоху "скифской архаики" (VII-VI вв. до н.э.). Впервые опубликовано и проанализировано относящееся к этой иконографической линии изображение кошачьего хищника на бутероли ножен меча из курганной группы "Семигорье" в окрестностях г. Новороссийска. Как показал морфологический анализ изображения, фигура на бутероли из Семигорья относится к серии двусторонних изображений на бронзовых и костяных бутеролях акинаков VII-VI вв. до н.э., происходящих с территории Прикубанья, Центрального Предкавказья и лесостепного Поднепровья. Помимо этого изображения из Семигорья, имеется ряд близких аналогий среди изображений на предметах конского снаряжения и других категорий вещей. Все эти изображения в совокупности составляют единый изобразительный тип (условно названный "келермесско-яблоновским"), представляющий кошачьего хищника, компактно свернутого, в динамичной центростремительной композиции, моделированного в высоком рельефе, порой практически в жанре круглой скульптуры. Изображение из Семигорья является несомненным искаженным подражанием эталонным образцам названного выше изобразительного типа. Данный тип отражает древнейшую (хронологические рамки, установленные по объективным показателям, 2-я четв. VII в. - 1-я пол. V в. до н.э.) и господствующую линию в иконографии свернувшегося в кольцо хищника в восточноевропейском скифском зверином стиле. Остальные изображения такого рода в ареале скифской, меотской и кобанской археологических культур в большинстве своем продолжают или модифицируют эту тенденцию, иногда сочетающуюся с композиционно-тематическими импульсами из других регионов (из зоны "савроматского" и сако-сибирского звериного стиля, в меньшей мере из переднеазиатского искусства).

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.