Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста
Войти / Регистрация
Корзина

  • Ваша корзина пуста

Статья «Инфраструктурные мегапроекты Транссиб и БАМ: второе рождение, "Наука Юга России"»

Авторы:
  • Митрофанова И.В.1
  • Жуков А.Н.2
стр. 79-89
Платно
1 Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, 2 Волгоградский институт бизнеса
  • В выпуске: №1, 2014, Том 10
  • В журнале: Наука Юга России
  • Издательство: ФГУП «Издательство «Наука»
  • Рубрика ГРНТИ: Междисциплинарные журналы
  • Год выхода: 2014
  • SDI: 007.001.2500-0640.2014.000.001.79.89
  • ISSN: 2500-0640
Ключевые слова:
  • strategic territorial management
  • management
  • territorial megaproject
  • infrastructure
  • investments
  • risks
  • efficiency
  • TRANS-Siberian Railway
  • Baikal Amur Mainline
  • sustainable development
  • development
  • стратегический территориальный менеджмент
  • управление
  • территориальный мегапроект
  • инфраструктура
  • инвестиции
  • риски
  • эффективность
  • транссибирская магистраль
  • Байкало-Амурская магистраль
  • устойчивое развитие
  • коридор развития
Аннотация:
В начале ? второй половине ХХ века в России было реализовано несколько крупномасштабных территориальных проектов, последствия которых далеко не однозначны. Авторами на примере двух исторических мегапроектов ? строительства Транссибирской магистрали и освоения хозяйственной зоны Байкало-Амурской магистрали ? раскрыты причины их успешности или неуспешности, а также дана экспертная оценка возможным перспективам их модернизации в экономическом пространстве современной России. В статье сделан вывод, что механизмы реализации этих проектов хотя и различались по принципам функционирования, но оказались устойчивыми к флуктуациям, государство гарантировало ресурсное обеспечение проектов, а негативные последствия возмещались за счет бюджетных средств. Авторами подчеркивается возросший в последнее время интерес к планам модернизации Транссиба и БАМа и отмечается, что при строительстве Транссиба 2.0 демографические и градостроительные аспекты будут ведущими, что приводит к необходимости в качестве центральной категории транспортно-железнодорожного развития страны принять понятие коридора развития, по стратегическому же замыслу Транссиб трансформируется в скоростной международный транспортный коридор. Отмечается, что устойчивое развитие регионов Дальнего Востока и Забайкалья, решение важных федеральных и региональных задач по использованию ресурсного, промышленного и транзитного потенциала востока страны во многом связано сегодня с реализацией комплексного инфраструктурного проекта реконструкции БАМа. Но, считают авторы, сохраняет свою остроту и актуальность проблема точной оценки запасов полезных ископаемых в зоне, без чего планировать развитие капиллярной инфраструктуры, примыкающей к БАМу, крайне затруднительно. В результате модернизации на базе регионов БАМа станет возможным создать новый промышленный район, основанный на добыче и переработке минерального сырья и развитии энергетики. Причем речь идет не о реконструкции БАМа, считают авторы статьи, а именно о развитии зоны БАМа со всей сопутствующей инфраструктурой.

Действия с материалами доступны только авторизованным пользователям.